Назад
Обновить страницу
Вперёд
На главную страницу
Отправить на печать
Напишите нам
Нижний Новгород
ул.Обухова,д.6
F-Mark 2010
Телефон/факс (831) 296-47-61
Время работы с 9-00 до 17-00
Поиск 
Система повышения квалификации
Профессиональная компетентность педагогов как основа учебных достижений учащихся.
Рис. 1. Результаты выполнения итоговой контрольной работы по физике в 7 классе
в зависимости от продолжительности подготовки учителя в системе ЧУ ДПО НЦНО
Рис. 2. Результаты выполнения контрольной работы по физике «Электростатика. Постоянный электрический
ток» в 8 классе в зависимости от продолжительности подготовки учителя в системе ЧУ ДПО НЦНО
Рис. 3. Результаты выполнения итоговой контрольной работы по физике за курс основной школы (9 класс)
в зависимости от продолжительности подготовки учителя в системе ЧУ ДПО НЦНО
Можно утверждать, что подготовка учителей по разработанной модели позволяет вывести большинство учителей на конструктивный уровень профессиональной компетентности. Для оценки профессиональной компетентности нами было выделено три уровня - эмпирический, конструктивный и творческий.

Находясь на первом уровне, который можно назвать эмпирическим, учитель в своей практической деятельности руководствуется готовыми разработками, рекомендациями, не умея самостоятельно анализировать и конструировать учебный процесс, находить обоснованное теоретически, а не эмпирически решение педагогической задачи.

Второй уровень
предполагает, что внешняя предметная деятельность предваряется внутренней теоретической, т.е. осуществляется осмысление цели действий, ожидаемых результатов, предполагаемых действий, условий их выполнения. Находясь на этом уровне, педагог, основываясь на существующих методических рекомендациях, разработках, может проанализировать предложенные решения на теоретической основе и осознанно выбрать последовательность применения педагогического инструментария - методов, форм, средств обучения.

Третий уровень
- учитель конструирует учебный процесс, исходя из его логики, свободно применяет в практической деятельности теоретические основы (в области фундаментальной науки, методики преподавания физики и психолого-педагогической науки) педагогической деятельности, находит обоснованное решение любой педагогической и дидактической задачи, ориентируясь на развитие учащихся и саморазвитие.
Нужно отметить, что развитие методической компетентности - длительный процесс, требующий последовательного прохождения определенных этапов. Для перехода на второй уровень компетентности большинству учителей требуется не менее двух лет: сначала формируется теоретический инструментарий, который отрабатывается в ходе активных методов подготовки - тренингов, круглых столов, семинаров, поскольку весь процесс происходит без отрыва от педагогической деятельности, то полученные умения и навыки воплощаются на практике. На третий уровень компетентности можно выйти при более длительной непрерывной подготовке - не менее трех лет.
Поскольку компетентность проявляется в деятельности и предполагает эффективное выполнение профессиональных действий, то важнейшим средством диагностики уровня методической компетентности учителя является диагностика учебных достижений учащихся. Были сопоставлены результаты выполнения контрольных работ по физике учащимися, чьи учителя: а) начинают работать в предложенной системе; б) занимались в системе в течение одного года; в) занимались в системе 2 года и более.    
Учителя, систематически повышающие уровень теоретических знаний и практических умений, способны вывести большинство учащихся на уровень знаний и умений, оцениваемый на «хорошо» и «отлично». По мере развития методической компетентности учителя увеличивается доля учащихся, выходящих на алгоритмический (оценка «4») и творческий (оценка «5») уровень применения знаний, значительно сокращается число учащихся, занимающихся на репродуктивном уровне (оценка «3») и число неуспевающих учеников (оценка «2»). Результаты непрерывной подготовки учителей показывают, что педагог, находящийся на конструктивном уровне методической компетентности, способен спроектировать и реализовать учебный процесс таким образом, чтобы вывести своих учеников на максимально возможный для них уровень учебных достижений.
Назад к теме